Анализ работы службы психологического сопровождения за 2012-2013 учебный год

Анализ работы
службы психологического сопровождения за 2012-2013 учебный год

С целью обеспечения социально-психологического проектирования, мониторинга и экспертизы условий для личностного, интеллектуального и социального развития детей и молодежи, охраны психологического здоровья всех участников образовательного процесса, а также оказания психологической помощи всем участникам образовательного процесса с августа 1993 года в Кыштымском городском округе создана и развивается служба практической психологии в соответствии с Инструктивным письмом государственного комитета СССР по народному образованию № 16 от 27 апреля 1989 года «О введении должности психолога в учреждениях народного образования» и Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (утвержденном Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.10.1999г. № 636), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.1998г. № 867) о Типовом положении об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи,
Приоритетными задачами службы психологического сопровождения в Кыштымском городском округе являются:
– Сохранение и укрепление психологического здоровья, содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию воспитанников и учащихся, обеспечение здоровьесберегающего образовательного пространства;
– Оказание методической и организационной помощи образовательным учреждениям, педагогическим работникам по вопросам коррекционно-реабилитационной деятельности и психолого-педагогическому сопровождению.
Данные задачи реализуются 11 педагогами-психологами  образовательных учреждений (первичных звеньев) и Центра диагностики и консультирования (данные на 31.05.2013г.), из них:
0 – в дошкольных образовательных учреждениях (по Кыштымскому городскому округу ни в одном ДОУ нет ставок педагогов-психологов);
5 – в школах; №№ 1,2,3,13 ,В(С)ОШ, (по Кыштымскому городскому округу школ – 10); отсутствуют педагоги-психологи в МОУ СОШ № 10, МОУ ООШ № 4,8, 11; филиале СОШ № 3, МОУ НОШ № 2.
2 – в специальных (коррекционных) учреждениях (по КГО – 2);
1 – в учреждениях дополнительного образования (по КГО – 4);
4– в Центре диагностики и консультирования (3 педагога-психолога являясь сотрудниками ЦДиК, совмещают свою работу в других образовательных учреждениях).
Качественный анализ кадров службы практической психологии выглядит следующим образом:
100 % педагогов-психологов имеют высшее образование по специальности педагог-психолог, из них: у 64% (7чел.) базовое психологическое образование, у 36% (4чел.) – второе высшее образование
45%(5 чел.) педагогов-психологов имеют стаж работы в должности более 10 лет;
18% (2 чел.) - от 5-и до 10 лет;
18% (2 чел.) - от 3-х до 5 лет;
18% (2 чел.) - от 0 до 3-х лет.

9% (1 чел.) педагогов-психологов являются кандидатами психологических наук;
36% (4 чел.) педагогов-психологов имеют высшую квалификационную категорию;
9% (1 чел.) - имеют первую категорию;
9% (1 чел.) - вторую категорию;
36% (3 чел.) педагогов-психологов не имеют квалификационной категории (у данных психологов стаж работы в должности менее 3-х лет, высшее образование плучено в 2011-2012 годах).

 Анализ педагогических кадров  МОУ ППМС ЦДиК
Педагоги-психологи:
Л.Н. Шмарина – «Почетный работник общего образования», высшая квалификационная категория;
С.Г. Шарабрина – высшая квалификационная категория;
Н.В. Галицкова - высшая квалификационная категория;
А.Б. Зайцев – кандидат психологических наук (совместитель)
Н.С. Вакуленко – вторая квалификационная категория.
Учитель-дефектолог:
Г.В. Екимова – первая квалификационная категория.
Ставка учителя-логопеда в МОУ ППМС ЦДиК вакантна.

Таким образом 14,3% педагогов МОУ ППМС ЦДиК являются кандидатами психологических наук, 14,3% педагогов имеют первую квалификационную категорию, 71,4% педагогов имеют высшую квалификационную категорию. 100% педагогов МОУ ППМС ЦДиК имеют стаж работы в должности более 10 лет, однако 43% педагогов являются совместителями
Медицинский персонал МОУ ППМС ЦДиК:
А.Ф. Сабиров – психиатр;
Г.Н. Отрадных – фельдшер-окулист;
Т.А. Болотова – медицинская сестра.
66 % медицинского персонала – совместители.

Педагоги-психологи образовательных учреждений и Центра диагностики и консультирования осуществляют психологическое сопровождение системы образования по следующим направлениям деятельности:

Психологическая диагностика
В 2012-2013 учебном году диагностическим обследованием охвачено 2003 дошкольника и учащихся ОУ, 280 педагогов и 206 родителей.
Педагоги-психологи проводили диагностику интеллектуальной, личностной сфер воспитанников ДОУ и учащихся, а также диагностику межличностных отношений. Результаты диагностической работы послужили основой для создания коррекционных занятий с воспитанниками ДОУ и учащимися, а мониторинг интеллектуальной и личностной сфер позволил ориентировать индивидуальный коррекционный маршрут на зону ближайшего развития.
При работе с педагогами были востребованы диагностики эмоционально-психологического климата в педагогическом коллективе, оценки удовлетворенности профессией учителя и стрессоустойчивости педагогов, а также изучались факторы, стимулирующие и препятствующие саморазвитию педагогов.
Для родителей, в основном, использовались диагностики детско-родительских отношений и анкетирование по выявлению удовлетворенности родителей качеством образовательной среды школы.
Психологическое консультирование
Психологическое консультирование осуществлялось педагогами-психологами всех образовательных учреждений. На индивидуальные консультации в 2012-2013 учебном году обратилось 365 учащихся, 211 педагогов и 315 родителей.
Причинами обращения на консультации учащихся в основном были трудности в межличностных отношениях с ровесниками, родителями и педагогами, а также трудности в самоопределении.
 Причины обращений педагогов на консультации – взаимоотношения с учащимися, личностные проблемы, потребность в методической помощи.
 Родителям оказывались консультации по проблемам развития, обучения детей и взаимоотношений с ними.
Сотрудники ЦДиК оказывали необходимую методическую помощь педагогам-психологам образовательных учреждений (обращений педагогов-психологов за год было более 30).

Коррекционно-развивающая деятельность
Коррекционно-развивающее направление является одним из приоритетных в работе педагогов-психологов образовательных учреждений. В каждом образовательном учреждении педагог-психолог реализует адаптированные коррекционно-развивающие программы, утвержденные на городском методическом объединении педагогов-психологов. Данные программы направлены на развитие и коррекцию различных сфер учащихся: высших психических функций, личностной сферы, межличностных отношений, профессионального самоопределения и др.
Коррекционно-развивающими занятиями в 2012-2013 учебном году было охвачено 32% воспитанника дошкольных образовательных учреждений и учащихся школ, что на 12% меньше, в сравнении с 2011-2012 учебным годом. Причинами данного снижения является как отсутствие в течение длительного времени педагогов-психологов в ОУ, так и большой процент психологов (имеющих небольшой стаж в должности), которые направляют свою деятельность на диагностическую работу.

Психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение в работе педагогов-психологов строится с учетом заявок администрации образовательных учреждений. В 2012-2013 учебном году педагоги-психологи образовательных учреждений проводили занятия и семинары для педагогов по следующим темам:
« Особенности самоконтроля и самоанализа детей в процессе обучения. Формы, виды, этапы»;
 «Сензитивные периоды в развитии детей. Гендерный подход в воспитании»;    «Особенности работы с «трудной» семьёй»;
 «Особенности адаптационного периода учащихся 1-х, 5-х, 10-х классов»; «Совместная деятельность психолога и классного руководителя по профориентации»;
«Причины и профилактика суицидального поведения школьника»; «Закономерности и особенности психического развития школьников»; «Повышение качества образования средствами здоровьесберегающих технологий»;
«Работа с семьей: формы, методы, практические рекомендации»;
«Дети с СДВГ синдромом»;
«Коммуникативная компетентность педагога» и др.
Специалисты ЦДиК в 2012-2013 учебном году выступали на совещаниях:
- социальных педагогов на темы: «Побеги подростков из дома», «Суицид: статистика, причины, предупреждение», «Профилактика зависимостей в образовательной среде» и др;
- директоров ОУ: «Профилактическая работа в ОУ за 2011 год», «Анализ  состояния и уровень качества службы психологического сопровождения ОУ в КГО за 2010-2011 учебный год», «Причины и предупреждение детского, подросткового суицида», «Причины школьной неуспешности» и др.
За 2012-2013 учебный год психологическим просвещением было охвачено 982 педагога Кыштымского городского округа.
Родительский всеобуч является обязательным компонентом просветительской работы педагогов-психологов. Согласно плану родительского всеобуча в образовательных учреждениях проблема психологического развития и здоровья детей, взаимоотношений с детьми в семье, является востребованной всеми образовательными учреждениями. Педагоги-психологи Кыштымского городского округа в 2012-2013 учебном году участвовали в 77 родительских собраниях, которые посетили 1471 родителей. 
С 2003 года, с целью популяризации психологических знаний и востребованности их для личностного развития всеми участниками образовательного процесса в ноябре -феврале традиционно проводится городская «Декада психологии», в рамках которой проходит игра для подростков – учащихся 5-х классов «Эрудит» направленная на выявление одаренных детей, детей с креативным мышлением. Игра состояла из отборочного (школьного) тура и финального городского конкурса прошедшего в феврале 2012-2013 учебном года. В конкурсе участвовало 7 команд (школы № 1,2,3,4,10,11,13), победителями стали пятиклассники МОУ СОШ № 10.
Сотрудники Центра диагностики и консультирования с 1999 года участвуют в реализации городской целевой Программы по противодействию злоупотреблению ПАВ. В 2011-2012 году специалистом Центра подготовлена новая группа волонтеров из числа старшеклассников школ города. С ноября, каждую неделю, специалистом Центра проводились занятия с волонтерами.
С декабря по март учащиеся 10-х классов приняли участие в городском профилактическом марафоне, организованном ЦДиК. По итогам профилактического марафона «Мы за здоровый образ жизни»  учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 заняли 1 место, учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 3 заняли 2 место, учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 13 заняли 3 место. Все десятиклассники представили творческие отчеты.
Во втором квартале 2012 года, в соответствии с Постановлением Главы Кыштымского городского округа  № 1049 от 10.04.2013г. и Приказом  Управления по делам  образования администрации Кыштымского городского округа № 04-116 ОД от 12.04.2013г., с. 10.04.2013г по 10.05.2013г. в образовательных учреждениях Кыштымского городского округа проходила областная профилактическая акция «За здоровый образ жизни».
. В соответствии с планом проведены следующие мероприятия:
      - 16 апреля 2013 г. проведен городской семинар для социальных педагогов и школьных психологов «Первичная профилактика социально-опасных для здоровья зависимостей», где участники семинара были ознакомлены с основными мероприятиями акции;
      - Проведены: городской конкурс на лучший профилактический плакат (буклет),  в котором участвовали учащиеся общеобразовательных учреждений: По итогам городского конкурса на лучший профилактический плакат, буклет «Я за здоровый образ жизни».   Победители по младшей возрастной группе 1 место – Казакова Анастасия 2 в класс МОУ СОШ №3 (руководитель Дейкина М. В.), 2 место – 1а класс МОУ НОШ №2 (руководитель Батура В. М.), 3 место – Карпушевич Максим 4б класс МОУ СОШ №3 (руководитель Пряхина Т. В.); по старшей возрастной группе 1 место – Балагурова Евгения 8а класс МОУ СОШ №3 (руководитель Доровских Н.Г.), 2 место – Шестакова Анастасия 6а класс МОУ СОШ №3 (руководитель Доровских Н.Г.), 3 место – Абакумов Григорий, Быков Данил 6 класс МОУ ООШ №11 (руководитель Тарасова Е.Е.);
      - Традиционно проведены спортивные соревнования между школьниками«группы риска». Всего в данных соревнованиях приняли участие 139 учащихся «группы риска», из них 104 мальчика и 35 девочек.
Итоги соревнований выглядят следующим образом:
       - по футболу: 1 место – 13 школа, 2 место – 3 школа, 3 место – 10 школа;
       - по пионерболу: старшая группа 1 место – 2 школа, 2 место – 4 школа, 3 место – 11 школа, младшая группа 1 место – 13 школа, 2 место – 3 школа, 3 место – 1 школа;
       - по настольному теннису: 1 место – 13 школа, 2 место – 1 школа, 3 место – 4 школа;
       - по дартсу: 1 место – 2 школа, 2 место – 3 школа, 3 место – 10 школа.
- Работала группа волонтёров – старшеклассников во главе со специалистом МОУ ППМС ЦДиК С.Г. Шарабриной. В течение года волонтеры провели с подростками 6-х классов 11 классных часов по теме «Губительная сигарета» (о вреде табакокурения) с показом презентации «Спорт- альтернатива пагубным привычкам» (охват 235 человек), в 8х классах 12 деловых игр о последствиях злоупотребления ПАВ и о том «Как сказать «Нет!» отрицательному давлению сверстников, на которых присутствовало 96% подростков (охват 351 человек). Волонтерское движение, основанное по принципу «Равный – равному»  по оценке самих старшеклассников является более эффективной  и интересной формой для ребят, чем беседы с взрослыми.
С целью выяснения отношения подростков к здоровому образу жизни и жизненным ценностям 2013 году уже в четырнадцатый раз проходило анкетирование 14-15 летних подростков, в котором приняли участие 125 человек (из них 44,8% юноши, 55,2% –девушки).
Основные проблемы, волнующие молодёжь г. Кыштыма в 2013 году: 1) курение; 2) алкоголь; 3) наркомания; 4) распространение СПИДа и других венерических заболеваний, 5) бродяжничество подростков.
          Более 94,2%  девочек и 98,2% мальчиков согласны  с тем, что курение вредит здоровью.   69,6%  опрошенных мальчиков и 75,3% девочек относят алкоголь и табак   к наркотическим веществам. 53,5% мальчиков и 68,1% девочек уверены, что для формирования зависимости бывает достаточно однократного употребления наркотического вещества. При этом 60,7% мальчиков и  71% девочек думают, что по внешнему виду можно определить человека, употребившего наркотическое вещество, что является заблуждением.  Поэтому в следующем учебном году необходимо продолжать информировать учащихся о последствиях злоупотребления ПАВ и альтернативных способах проведения досуга.
 Можно утверждать, что у подавляющего большинства опрошенных восьмиклассников сформировано негативное отношение к употреблению наркотиков -  83,9% мальчиков и 73,9% девочек  уверены, что смогут противостоять предложению попробовать наркотическое вещество, 14,2% мальчиков и 17,4% девочек – сомневаются, но думают, что смогут отказаться. Оставшиеся учащиеся 8-х классов составляют группу риска. Среди девочек больше, чем среди мальчиков сомневающихся и думающих, что у них не получиться отказаться. По 1 человеку у мальчиков и девочек ответили, что не смогут отказаться от предложения попробовать наркотическое вещество. Следовательно, и в будущем году необходимо активизировать мотивацию подростков на здоровый образ жизни, продолжать информировать о последствиях злоупотребления ПАВ и направлять на позитивные интересы (не связанные с ухудшением здоровья).
Каждую среду старшеклассников и их родителей специалист-профориентатор Центра диагностики и консультирования принимает на индивидуальную профконсультацию, а также ведет работу по сопровождению выпускников, желающих поступить по Губернаторскому приему в ВУЗы Челябинской области. С 2008 года возобновились тренинги со старшеклассниками по теме: «Стратегия выбора профессионального маршрута».
По заявкам классных руководителей психологи Центра выходят в образовательные учреждения на профдиагностику, а затем с ее результатами на классные часы и родительские собрания. С учащимися одиннадцатых классов в течение 16 лет проводится «Анкета выпускника», позволяющая выявить предпочтения в выборе профессионального маршрута и способах его реализации. В 2013 году получены следующие результаты: ежегодно около 90% выпускников желают получить высшее образование, из них: более половины намерены очно обучаться в ВУЗах и  40% хотят получить высшее образование, работая и обучаясь одновременно. В течение 16 лет мало изменились представления учащихся о престижных и не престижных профессиях. По прежнему престижными являются юрист, менеджер, врач, лингвист, дизайнер, а к непрестижным выпускники относят обслуживающий персонал (дворник, техничка), продавец, опираясь в своем мнении на уровень оплаты труда.
Ежегодно в сотрудники Центра совместно со специалистами Службы занятости проводят городское мероприятие «День старшеклассника», которое пятый год проходит в форме ярмарки вакансий с участием представителей учебных заведений города и области, на котором родители и учащиеся могут получить ответы на интересующие их вопросы.
Структурным подразделением Центра диагностики и консультирования является ПМПК. За 2012-2013 учебный год на ПМПК осмотрено 419 детей, которым была определена дальнейшая программа воспитания и обучения. Все дети предварительно были обследованы на комплексной диагностике специалистами Центра диагностики и консультирования: дефектологом, психиатром, психологом.
Вызывает тревогу вакансия специалиста учителя-логопеда в составе ПМПК обусловленная низкой оплатой труда специалистов МОУ ППМС ЦДиК, заработная плата которых не повышалась с 2011 года.

ГОД
ВСЕГО
ДОШК.
ШК
VIII
VII
V
III-IV
ОО
2009-2010
403
244
159
17
144
102
83
57
2010-2011
373
220
153
13
130
58
92
80
2011-2012
352
182
170
16
145
67
74
49
2012-2013
399
216
183
17+2
172
59
65
84

Согласно Положения о психолого-медико-педагогической комиссии штатное расписание городской ПМПК должно содержать 8 ставок, 5 из них – для следующих специалистов, работающих на постоянной основе: педагог-психолог, учитель-олигофренопедагог, учитель-логопед, социальный педагог, воспитатель и 3 ставки для врачей, работающих на условиях совместительства или почасовой оплаты (врач-офтальмолог, психиатр, невролог, педиатр и др.). В настоящее время штат городской ПМПК состоит из: 0,5 ставки – педагога-психолога, 0,5 ставки – учителя-логопеда, 0,5 ставки – учителя-олигофренопедагога, 0,5 ставки – врача-психиатра, 0,5 ставки – фельдшера – окулиста, 0,5 ставки – мед. сестры.
Согласно Нормам времени на выполнение видов работы педагогическими работниками МОУ ППМС Центров
Раздел 4. Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК)
№ п/п
Виды Работы
Нормы времени
1
Проведение диагностического обследования
2 ч. на 1 ребенка
2
Консультирование педагогов или родителей по итогам диагностического обследования
0,5 ч. на 1 родителя
1 ребенка
3
Работа с протоколами:
а) написание заключения и рекомендаций по результатам обследования;
б) оформление протоколов;
в) занесение данных в компьютерную базу

1,5 ч. на 1 ребенка

0,5 ч. на 1 протокол
0,4 ч. на 1 протокол

Итого:
4,9 ч. на 1 ребенка
Ставка специалистов ПМПК  – 36 часов, 0,5 ставки – 18 часов.
Таким образом с нагрузкой в 0,5 ставки специалист ПМПК должен обследовать 20-24 ребенка в месяц, согласно законодательству и Нормам времени на выполнение видов работы. Количество обследованных детей в 2012-2013 учебном году. – около 419, т.е. ежемесячно специалисты Центра отсматривали в среднем по 40 детей, вместо 24,что дает перегрузку сотрудников и влияет на качество работы.
Другими проблемами ПМПК являются:
- устаревший сертифицированный диагностический инструментарий, который не обновлялся с 1994г., также не приобретается инструментарий для ранней диагностики детей.
Структурным подразделением Центра диагностики и консультирования является «Телефон доверия», по которому подростки и жители города могут получать экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь. В 2012-2013 учебном году на «Телефон доверия» за психологической помощью, как и в предыдущие годы, в основном обращались подростки и юношество по проблемам во взаимоотношениях с ровесниками, конфликтах с педагогами или родителями и неуспешности в обучении. Наличие факта звонков подростков, склонных к аутоагрессивным действиям, требуют от сотрудников, работающих на «Телефоне доверия», высокой компетенции, а значит необходимо повышение квалификации специалистов на соответствующих курсах.
Высокая квалификация и длительный опыт работы по специальности позволяют сотрудникам ЦДиК оказывать методическую помощь педагогам-психологам первичных звеньев по различным вопросам психологического сопровождения на индивидуальных консультациях и совещаниях. Данное направление деятельности сотрудников ЦДиК становится более востребованным, так как обеспечивает повышение качества психологического сопровождения в образовательной системе Кыштымского городского округа. Директор Центра диагностики и консультирования осуществляет контроль по профессиональной линии над деятельностью педагогов-психологов образовательных учреждений. 
В Центре имеется банк сертифицированного диагностического инструментария и психологической литературы, которыми  пользуются педагоги-психологи первичных звеньев, но необходимо отметить, что литература и инструментарий нуждаются в обновлении, так как основная их часть издана в прошлом веке.
Благодаря целенаправленной работе выделены отдельные рабочие кабинеты педагогам-психологам, где работают специалисты, во всех образовательных учреждениях. Следующий этап в данном направлении - оснащение рабочих мест психологов АРМ.
Однако, в системе психологического сопровождения свои объективные трудности, связанные, прежде всего, с недостатком финансирования. Из 18 дошкольных учреждений отсутствуют ставки педагогов-психологов во всех МДОУ. Отсутствуют ставки педагогов-психологов в МОУ НОШ № 2, МОУ ООШ № 8, филиале СОШ № 3. Недостаток психологических кадров в образовательных учреждениях города обусловлен не только недостатком специалистов, но и скромной заработной платой педагога-психолога.
Несмотря на трудности, психологическая служба системы образования развивается, направляя деятельность педагогов-психологов на сохранение и укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процесса, развитию личностного потенциала учащихся, и педагогов.


Задачи службы психологического сопровождения
Кыштымского городского округа  на 2013 -2014 учебный год
На 2013-2014 учебный год приоритетными в системе психологического сопровождения образовательных учреждений Кыштымского городского округа являются следующие задачи:
– Сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса;
            – Содействие личностному, интеллектуальному, социальному развитию воспитанников ДОУ и учащихся школ за счет дополнения современных методов обучения и воспитания эффективными психолого-педагогическими технологиями и обеспечение здоровье сберегающего образовательного пространства;
– Оказание психологической помощи и поддержки учащимся, их родителям, воспитателям, педагогическому коллективу, администрации образовательных учреждений в профилактике и преодолении отклонений в развитии и воспитании обучающихся и воспитанников;
– Содействие распространению и внедрению в практику психологических служб образовательных учреждений новейших и достижений в области отечественной и зарубежной психологии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий